Стихи алексея толстого которые легко учатся

Лазарева МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНИКУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» для 1-го класса Москва Институт инноваций в образовании им. Занкова Издательский дом «ОНИКС 21 век» 2003 ВВЕДЕНИЕ В решении главной задачи школы — стихи алексея толстого которые легко учатся образованной, культурной личности — трудно переоценить значение предмета «Литература» «Литературное чтение» в начальных классахпоскольку содержание этого курса — изучение детьми художественных произведений, а цель его стихи алексея толстого которые легко учатся восприятие и освоение учениками-читателями эстетических и нравственных ценностей, содержащихся в художественном тексте. Особенно важен этот предмет в деле общего развития ребёнка, поскольку, являясь видом искусства, литература предоставляет колоссальные возможности для «развития ума, воли и чувств ученика», как определял цели развития Занков, создатель дидактической системы развивающего обучения. Для того чтобы действительно реализовать эти возможности художественной литературы, недостаточно научить детей бегло читать, как сегодня ещё зачастую определяются результаты работы учащихся на уроках «Литературного чтения» в начальной школе. Легко поддаться соблазну измерить восприятие детьми художественных произведений «скоростью чтения», ведь скорость — это чёткий показатель, он так легко и просто выводится. Но ведь беглое — значит быстрое, а для того чтобы глубоко воспринять художественный текст, чтобы прочувствовать стихи алексея толстого которые легко учатся освоить его, надо читать медленно и вдумчиво. Вопрос состоит не в том, что важнее: скорость или понимание, и то и другое — одинаково важные вещи, более того, они взаимосвязаны. Это доказывает многолетнее исследование профессора Качурина, который утверждает, что трудности и недостатки чтения детей вызываются не тем, что у них плохая техника чтения, а тем, что они плохо понимают текст, не воспринимают его образного и эмоционального содержания, что он им не интересен. Поэтому самое главное, чтобы дети полюбили читать книги, а добиться этого сегодня очень непросто при наличии множества других источников информации, главным из которых у детей всё больше и больше становится телевизор. Чтение книг, особенно для ребёнка, познающего мир, полезно всегда. Но от уровня читательской грамотности зависит глубина проникновения читателя в смысл художественного произведения, уровень осмысления нравственных проблем, поставленных его автором. Нравственный потенциал произведения не переходит сам собой во стихи алексея толстого которые легко учатся мир читателя, поскольку нравственные ценности не прямо сформулированы, а «впаяны» в художественный текст. Значит, задача школы, учителя — организовать процесс глубокого, полноценного, воспитывающего восприятия учеником-читателем художественного текста и нравственных ценностей, заключённых в нём. В начальной школе необходимо научить детей приёмам работы с художественным текстом, сформировать первоначальные навыки его анализа, на практическом уровне, без введения сложного понятийного аппарата заложить основы читательской грамотности. Размышляя, почему именно так действуют герои произведения, оценивая их поступки, сопоставляя со своими представлениями, своим жизненным опытом, дети учатся при анализе художественного текста самостоятельно извлекать из него нравственные уроки. Читательское развитие учащихся напрямую связано с их общим развитием, поскольку читательская работа состоит в том, чтобы «думать, чувствовать, догадываться, воображать» В процессе этой деятельности происходит формирование основных читательских умений, первостепенными из которых являются: · умение представить картину, нарисованную автором; · умение сопереживать героям произведения; · умение понять авторскую мысль. Развитие ученика-читателя идёт путём усложнения читательской деятельности: от обучающего анализа, через анализ текста «по образцу» до самостоятельного анализа незнакомого художественного текста и даже создания собственного. Основной методический путь формирования навыков анализа — вдумчивое чтение и перечитывание текста с остановкой на «трудных» словах. Главная работа на уроке ведётся вокруг непонятного, «стран­ного» слова, идёт через осознание необходимости именно этого слова в тексте, его смысловой нагрузки, эмоциональной силы, его важности для автора и заканчивается любованием словом. Перечитывание текста — непременный и очень важный технологический приём работы над художественным произведением, отражающий особенности его восприятия читателем. «Строго говоря, первым прочтением является второе, потому что тогда читатель соотносит каждый эпизод с целым» Учитель организует и направляет читательскую деятельность учащихся как человек, который уже проанализировал произведение, знает методику и технологию анализа текста, но понимает, что он такой же читатель, как и его ученики, которые имеют право на собственную интерпретацию текста. В учебнике «Литературное чтение» для 1-го класса изложены необходимые учащимся начальные знания об особенностях художественного текста, даны аналитические и творческие задания к произведениям, направленные на формирование читательских навыков, постепенно и стихи алексея толстого которые легко учатся учетом возрастных особенностей детей вводятся литературоведческие понятия. Понимая, что процесс перехода от обучения грамоте к полноценному чтению художественного текста для ребёнка очень сложен, что не каждый ребёнок, начинающий работать с стихи алексея толстого которые легко учатся учебником, умеет хорошо читать, мы ввели в учебник упражнения, которые одновременно решают задачи и развития техники чтения, и литературного развития учащихся. В учебник заложена система отслеживания читательского развития ребёнка. Это самостоятельные работы, которые, по сути, являются контрольными, поскольку позволяют учителю увидеть, как учащиеся поняли учебный материал и как владеют определёнными навыками анализа текста. Контроль в развивающей системе обучения не является репродуктивным воспроизведением знаний, топтанием на месте, а становится шагом вперёд, так как контролировать сформированность навыка анализа текста можно и на новом материале. Задачи развития всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости, реализуются за счёт вариативности заданий: например, те, кто быстро читает, могут прочитать весь текст большого рассказа, те, кто медленно, только его часть. В учебнике есть подсказки, отмеченные специальным значком, которые напомнят забытое или предложат алгоритм деятельности. Принимая во внимание недостаточность лексического запаса младших школьников, мы помещаем в учебнике небольшие словарики, к которым могут обратиться ученики, затрудняющиеся в поиске точного слова. Есть задания и повышенной трудности для более способных и развитых детей. Эти задания отмечены звёздочкой. В первом классе закладывается фундамент читательской грамотности. Ученики на интересных и доступных им произведениях в игровой форме открывают «секреты» художественного текста, знакомятся с литературоведческими понятиями: автор, художественный текст, стихотворение, рифма, ритм, устное народное творчество. Самая главная учебная задача первого класса — помочь детям понять изобразительно-выразительную природу художественного текста, узнать о способности автора словами нарисовать картину, передать чувства и мысли, создать характер стихи алексея толстого которые легко учатся. Читая и думая над содержанием произведений, включённых в данный учебник, дети выходят на первоначальные представления о таких нравственных понятиях, как долг, взаимопомощь, сострадание, забота. Задача учителя — так организовать работу над текстом, чтобы, сопереживая героям произведений, читая стихи, дети испытывали сильное эмоциональное воздействие художественного текста: волновались, радовались и огорчались, постигая нравственные уроки произведений. В первом классе дети начинают осмысливать такие нравственные качества, как доброта, сострадание всему живому, решительность, смелость, настойчивость и ответственность. В нашем стихи алексея толстого которые легко учатся пособии показаны подходы к анализу произведений, главные направления аналитической деятельности учащихся, даны вопросы к текстам, приведены разнообразные виды самостоятельных и творческих работ детей. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ «Ведь это чудо из чудес — когда из слов вдруг вырос лес! » 7 часов Урок 1-й Изобразительная природа художественного текста Цель урока : сформировать у учащихся первоначальное представление об особенностях художественного текста. В начале урока рассмотрите с детьми рисунки на 5-й странице учебника. Ответы учащихся на вопрос «Героев каких книг вы узнали? » дадут вам определённую информацию об уровне их начитанности. Формирование представлений учеников-читателей о главных особенностях художественного текста — возможности изобразить в нём всё, что нас окружает, и передать отношение автора к изображаемому — начинается с чтения и анализа текста Учитель может прочитать его сначала сам, предварительно поработав над сложными для чтения и понимания словами из раздела «Предварительное чтение». Перечитывание стихи алексея толстого которые легко учатся идёт одновременно с его анализом в процессе беседы по следующим вопросам: 1. Почему автор называет лису не кума, а «кумушка», говорит, что у неё не зубы, а «зубушки»? Найдите ещё в тексте подобные слова. Каким вы представили себе «наряд» лисы? Почему она как будто кланяется? Кто может показать это? Почему автор говорит о лисе, что она улыбается? Разве звери могут улыбаться? Можете ли вы представить себе «дом» лисы? Как автор относится к лисе? Почему он называет её разбойницей? Последний вопрос может показаться трудным для маленьких читателей. Поэтому учитель должен помочь им понять, за что конкретно называет автор лису разбойницей и с каким чувством он её описывает. В итоге беседы дети сами должны прийти к выводу, что автор, изображая лису, словно рисует её словами, а мы, читая текст, отчётливо представляем себе её, хотя, может быть, ни разу в жизни не видели живой лисицы. Своеобразной проверкой точности восприятия учениками-читателями образа лисицы послужит задание рассмотреть лису на рисунке в учебнике и выяснить, соответствует ли изображение представлениям детей. Природа художественного текста двойственная, изобразительно-выразительная: автор не только рисует лису, но и любуется ею, и дети могут это уловить при чтении. Поэтому мы даём ученикам задание: прочитать текст так, чтобы передать отношение автора к лисе. Уроки 2 — 5-й Изобразительные стихи алексея толстого которые легко учатся художественного текста Цели уроков : 1 углубить представления учащихся об изобразительной природе художественного текста; 2 показать, что автор может изобразить всё, что нас окружает: человека, природу, животных; 3 начать работу над средствами изображения; дать представление о «рисующих» словах. В учебнике приведены несколько текстов, авторы которых изображают человека, природу, животных. Первые два текста подобраны для сопоставления разных изображений одного и того же животного — лошади. Методика сопоставительной работы следующая. Сначала прочитаем отрывок из стихотворения Самойлова «Белые стихи» и выясним, как ученики представляют себе эту лошадь. Затем так же поступим с отрывком из поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос». Далее идёт собственно сопоставительная работа. Дети выясняют в беседе общее и различия в изображении прекрасной лошади Самойлова и замученного тяжёлой работой крестьянского коня из некрасовской поэмы. Беседа может вестись по следующим вопросам: 1. Похожи или нет лошади в изображении разных авторов? Какую лошадь изображает Как относятся авторы этих стихотворений к животным? Работа над осмыслением того, как автор словами рисует стихи алексея толстого которые легко учатся, какие слова подбирает, чтобы читатель её представил себе, начинается, по сути дела, уже при выполнении заданий по предварительному чтению. Отрывок из стихотворения Самойлова «Белые стихи» может оказаться трудным для тех детей, которые не знают, например, слова «замша», не понимают значение выражения «чуткие листья». Но подсказать детям или посмотреть с ними в словаре значение слов — ещё не всё. Самое главное — помочь детям понять, почему автор сравнивает с замшей ноздри лошади, а уши — стихи алексея толстого которые легко учатся чуткими листьями. Конечно, здесь очень помогут жизненные впечатления детей. Следующие тексты о природе расширяют представления детей об изобразительных возможностях художественного текста. Толстого яркими красками рисуется картина раннего утра. Чтобы дети лучше представили себе её, необходимо при чтении обратить внимание учащихся на то, как крупно изображён листок с каплей, причём капля показана в движении, а сам листик нарисован зримо и осязательно. Нужно обратить внимание учащихся на использование авторами цветовой гаммы. Особенно интересна в этом смысле яркая и многоцветная картина, нарисованная Чтобы дети сами увидели это, перед чтением стихотворения у стихи алексея толстого которые легко учатся можно спросить: «Какие краски нужны для изображения зимы? Какой краски потребуется больше всего? » В ответах детей наверняка вы услышите, что для изображения зимы больше всего нужно белой краски. Тогда можно прочитать отрывок из стихотворения Пушкина «Зимнее утро», где автор очень точно и красочно изображает зимнюю картину, в которой есть не только голубой, чёрный и зелёный цвета, но и все цвета радуги, поскольку словосочетание «великолепными коврами» предполагает многоцветье блистающего на солнце нетронутого снега. Затем мы переходим к работе над художественным описанием девочки из рассказа Драгунского «Девочка на шаре». Читая и перечитывая текст, мы просим детей найти слова и выражения, передающие красоту девочки, а затем нарисовать её. Мы должны добиться, чтобы в итоге чтения и анализа текстов дети пришли к выводу, что в художественном тексте может быть изображено всё, что мы видим вокруг, что есть особые стихи алексея толстого которые легко учатся, которыми авторы рисуют, как художники красками. Викторова «Волшебство» не требует особого анализа, оно просто красиво и образно завершает работу третьего и четвёртого уроков. Можно задать на дом выучить это стихотворение стихи алексея толстого которые легко учатся любое другое, понравившееся детям. Основная задача пятого урока состоит в том, чтобы дети в результате чтения и анализа текста стихотворения представили себе картины, нарисованные автором, сами отыскали в тексте слова, которыми автор рисует эту картину, и догадались, почему именно эти слова подбирает автор для изображения. Методика работы над стихотворением Толстого «Вот уж снег стихи алексея толстого которые легко учатся в поле тает. » такова: учитель читает текст, а затем дети перечитывают его медленно, останавливаясь на «трудных» словах. В нашем анализе трудными являются не те слова, значение которых неизвестно детям, над ними мы работаем до чтения текста. Трудными в анализе художественного текста являются слова «странные» или, как сказал один ученик, «не подходящие сюда». Но ученики-читатели должны узнать на этом уроке, что чаще всего именно эти слова точно и ярко рисуют образ, потому мы их и будем называть «рисующими» словами, заменяя этим простым и понятным детям словом названия литературоведческих терминов, которые будут вводиться позднее: эпитет, сравнение, метафора. Толстого, прежде всего спрашиваем детей, какое время года изображает автор и почему они так считают. Самый простой и верный ответ — «Весна, ведь сам автор называет это время года». Далее учитель спрашивает: «А если бы автор не стихи алексея толстого которые легко учатся это время года, вы бы догадались? » Дети повторно читают текст и находят в нём приметы весны. Они назовут и таяние снега, и расцветающий весенний цветок, и прилёт птиц. Учителю надо вывести детей на обсуждение картин весны, нарисованных автором, ведь тот не просто перечисляет приметы весны, а рисует приход весны. Надо найти «рисующие» слова и подумать над тем, почему снег — «последний», лес — стихи алексея толстого которые легко учатся, что за тёплый пар изображает автор и почему он «восходит от земли». Дети обсуждают и другие вопросы, уточняющие восприятие ими картины, нарисованной автором произведения. Помогут учителю в организации этой работы вопросы, помещённые в учебнике. Урок может завершиться самостоятельной работой учеников над текстом стихотворения Тима Собакина «Уходит тихо Лето. » по вопросам, приведённым в учебнике. В качестве домашней работы учащимся может быть дано задание понаблюдать за природой и поискать слова, которыми можно изобразить то, что увидели. Уроки 6 — 7-й Звукопись как способ изображения Цель уроков : расширение представлений учащихся о способах художественного изображения в поэзии. На этих уроках мы должны научить детей вслушиваться в звучание слов, понимать, зачем именно их подобрал автор, и любоваться ими. Это достаточно сложная задача, поэтому сначала нужно подготовить детей к этой работе. Можно поиграть с ними в «живые картины»: предложить детям с помощью звуков воссоздать картину леса, болота, города и т. Затем читаются стихотворения Усачёва «Шуршащая песня», Бородицкой «Разговор с пчелой» и И учащиеся, которые только что сами подбирали определённые звуки для создания картин, найдут подобные звуки в тексте, увидят, как поэты подбирают слова, чтобы читатель не только увидел картину, но и «услышал» её. Далее дети читают стихотворение Барто «Игра в слова», где сам автор рассказывает, зачем и как он подбирает слова с особыми звуками, рисующими предмет или явление природы. Затем идёт работа со стихотворением Белозёрова «Тучка», вопросы к которому есть в учебнике. Это стихотворение можно дать прочитать хорошо читающим детям, а потом его перечитывать, ставя перед детьми задачу передать голосом «характеры» изображаемых автором образов: тучи и тучки. В этой кропотливой словарной работе мы обращаем внимание детей на протяжность гласных в слове «туча» и рисующих её образ словах «вздыхает» и «ворчит», а также на согласные в этих словах, которые передают звуки надвигающейся грозы. А затем дети определяют, что образ тучки нарисован с помощью согласных звуков «т», «ч», «к», «п», «т», которые действительно напоминают стук дождевых капель. Итоговая самостоятельная работа детей покажет учителю, как его ученики усвоили особенности художественного текста, рисующего картину, создающего образ, передающего отношение автора к изображаемому. В этой работе мы усложнили задание, чтобы увидеть учебный результат не в репродуктивном повторении, а на новом уровне. Учащиеся должны сравнить описание одного и того же явления в разных текстах — художественном и научно-познавательном. В художественном тексте учащиеся могут подчеркнуть карандашом «рисующие» слова и звуки. Это задание выполняют дети, которые быстро справились с основным заданием. Чужое горе так болит, чужою радостью мы рады» 4 часа Уроки 8 — 9-й Выразительность художественного текста Цели уроков стихи алексея толстого которые легко учатся 1 дать представление об умении автора художественного текста передавать своё настроение и чувства героев; 2 начать работу по формированию умений выразительного чтения. Главная стихи алексея толстого которые легко учатся этих уроков состоит в том, чтобы дети поняли, что автор художественного текста может не только нарисовать картину, но и передать читателю своё отношение к ней, он может «заразить» читателей чувствами и переживаниями героев произведения. Другая, не менее важная, задача этих уроков — показать детям, что мы, читатели, восприняв в себя приняв! Фактически на этом уроке начинается серьёзная работа по формированию навыков выразительного чтения. Работа над выразительным чтением стихотворений в начальной школе не может быть ограничена отработкой некоторых правил чтения вслух, как-то: понижением и повышением голоса при точке и запятой, паузах в конце строки и другими приёмами. Разумеется, об этих правилах дети должны знать, поэтому необходимо посвятить им определённое учебное время. Но истинная цель выразительного чтения — передача внутреннего видения читателем картины, нарисованной автором, настроения и чувств героя или автора текста. Значит, чтобы выразительно прочитать стихотворение, необходимо прежде всего его проанализировать. Дети стихи алексея толстого которые легко учатся плохо, невыразительно не только и не столько оттого, что у них плохая техника чтения, а потому, что они ещё только начинают осваивать полноценное чтение художественного текста. В первом классе мы только начинаем эту серьёзную и сложную работу, но ведём её по всем законам и правилам этого вида читательской деятельности. При работе над выразительностью художественного текста одним из способов организации глубокого читательского вхождения в текст и сопереживания героям является обращение к эмоционально-чувственному опыту учеников-читателей. Можно попросить ребят рассказать о грустном или весёлом случае из их жизни, и они передадут в рассказе свои переживания, свои чувства — таким образом мы подготовим их к восприятию текстов учебника. В учебнике приведены очень яркие и близкие детям по переживаниям стихотворения Ладонщикова «Зимняя радость» и Токмаковой «Это ничья кошка…». Ученики-читатели должны определить настроение, стихи алексея толстого которые легко учатся в этих стихотворениях, и постараться передать его в своём выразительном чтении. Первым идёт стихотворение Ладонщикова «Зимняя радость», где настроение названо. Во втором тексте настроение не названо, но его легко почувствовать. Следующий этап работы над выразительностью художественного текста — самостоятельное определение учащимися настроения, переданного автором через изображение картин природы в стихотворениях Глянь-ка из окошка…», Токмаковой «Осень» и Технология работы над ними следующая: · стихотворение читается вслух; · выясняются первые впечатления детей, стихи алексея толстого которые легко учатся представления о картине, нарисованной автором, и выраженном им настроении; · стихотворение медленно перечитывается, отыскиваются слова в тексте, которые помогают определить настроение; · стихотворение перечитывается снова, дети в своём выразительном чтении стараются как можно лучше передать настроение. Таким образом мы начинаем работу над лирикой — литературным родом, который изображает чувства человека, начинаем с так называемых «простых» чувств, чувств печали и радости. На самом деле палитра настроений и чувств человека а особенно оттенков чувств! Но у первоклассников ещё малый опыт переживания чувств, кроме того, им трудно определять своё душевное состояние: чаще стихи алексея толстого которые легко учатся детям не хватает слов. Поэтому мы и поместили в учебнике словарь для определения настроений, стихи алексея толстого которые легко учатся с которым поможет учащимся не только расширить свой словарный запас, но и начать осмысливать свои переживания, сопоставлять их с переживаниями литературных героев. На дом даётся задание выучить стихи, которые понравились детям. Так начинается подготовка к уроку-концерту. Уроки 10 — 11-й Отработка навыков выразительного чтения Цель уроков : формирование умения передавать интонацию при чтении произведений. Токмаковой «Крокодилы» и «Я ненавижу Тарасова. » интересны тем, что в них очень яркие разговорные интонации и детям их воспроизвести легко. Читая стихотворения, ученики ищут слова, определяющие и даже называющие настроение героев. Затем составляется «партитура чтения»: определяется ведущая интонация, выделяются смысловые части текста, обозначаются паузы, выбираются ключевые слова при чтении они будут выделяться голосом. А далее дети начинают упражняться в чтении стихи алексея толстого которые легко учатся сначала это будет тихое чтение, для себя, затем выразительное чтение стихотворений вслух с обсуждением его достоинств и ошибок. Отрывок из стихотворения Некрасова «Крестьянские дети» интересен нам изменением настроения: от восторженно-радостного до испуганного и тревожного. Кроме того, в этом тексте очень точно и ярко прорисованы автором картины, которые легко узнать и представить детям. Но это большой по объёму текст, в нём много сложных для чтения слов, поэтому работа над ним займёт весь 11-й урок. Прежде всего необходимо определить основные события, описанные автором, и увидеть с детьми их последовательность. Далее идёт перечитывание текста, с остановками на словах, с помощью которых автор рисует картины. Дети внимательно всматриваются в текст, слова и рассказывают о том, что они представляют себе. Некрасова «Крестьянские дети» очень хорош для коллективного прочтения ориентируясь на паузы несколькими учащимися. Живая разговорная интонация поэзии Некрасова, её ярко выраженный ролевой характер позволяет организовать на уроке или задать на дом чтение стихотворения по ролям. Поэтому выразительное чтение может носить игровой, драматургический характер. Итогом работы над выразительностью художественного текста может послужить проведение урока-концерта. Детям объявляют, что они должны приготовиться к уроку как к концерту, в котором каждый будет читать понравившиеся ему стихи. Установка ученика-читателя на концертное исполнение формирует у него дополнительный стимул для серьёзного анализа текста, ведь для того чтобы правильно и выразительно прочитать стихотворение, надо в нём как следует разобраться. Возможность выбора, артистическая позиция исполнителя не зря мы называем этот урок концертом! Урок действительно стихи алексея толстого которые легко учатся пройти как концерт, с объявлением тех, кто будет читать стихи и что будет исполняться, с праздничными костюмами, со зрителями, аплодисментами. Его можно провести как концерт для родителей или ребят из другого класса или детского сада. Если какие-то тексты не будут выбраны детьми, у учителя есть возможность предложить сильным, хорошо читающим ученикам «задание повышенной трудности» — выучить два стихотворения. Если ученик не нашёл для себя стихотворения в нашем учебнике, то он может выбрать его в других книгах, привлечь для поиска стихов родителей, старших сестёр и братьев, бабушек и дедушек, что само по себе замечательно. «Складно да ладно» 5 часов Уроки 12 — 13-й Особенности поэтических текстов Цель уроков : формирование начальных представлений учащихся о рифме и ритме как основах поэтического текста. Мы не можем в первом классе вводить понятие «поэзия», особенно в сопоставлении с прозой: наши читатели ещё слишком малы. Но их читательский и жизненный опыт позволяет нам всё же дать детям первоначальные представления о стихи алексея толстого которые легко учатся как о художественном тексте, написанном стихами, имеющем рифму и ритм. Для реализации принципа проблемности обучения, включения учащихся в поисковую деятельность необходимо перед этими уроками дать детям задание выучить на выбор отрывок из прозы или стихотворение. Выбор детей можно с уверенностью предсказать. Объясняя, почему они выбрали для заучивания стихи, они выйдут на самые простые представления об особенностях поэтической речи, её размеренности и похожести слов, которые стоят в конце строки. Чиарди «Похожие хвосты» в лёгкой, игровой форме объяснит ученикам-читателям, что такое рифма, и покажет рифмующиеся слова. Затем дети сами найдут рифмы в стихотворении Формировать представление о стихи алексея толстого которые легко учатся можно через знакомую детям считалку интуитивно понятное слово «складно». Перед этим уроком надо дать стихи алексея толстого которые легко учатся домашнее задание: вспомнить свои детские считалки. И урок сразу станет очень интересным всем, весёлым и непредсказуемым. Мы поместили в учебнике, по сути дела, записанную беседу с учащимися о рифме и ритмической организации стиха, понимая сложность объяснения детям этих понятий. Учитель должен помочь ученикам разобраться в том, что называется рифмой и ритмом, он помогает прохлопать ритм и организует игры. В этих уроках много игровых моментов, они хороши импровизацией, а сам литературный материал знаком, любим и удивительно гармонизирует учебное образовательное пространство. Завершится этот урок самостоятельной работой учащихся по определению рифм в стихотворении Уроки 14 — 15-й Расширение представлений учащихся о рифме Цели уроков : 1 знакомство с основными правилами рифмовки; 2 работа над выразительностью чтения диалога. Отрывок из книги Носова «Приключения Незнайки и его друзей», помимо того что интересен детям по содержанию и даёт прекрасную возможность совершенствовать технику чтения на объёмном эпическом тексте с яркими диалогами, позволяет ещё раз на новом материале расширить представление учащихся о рифме. Разбираясь в неудачных попытках Незнайки сочинить рифму, мы в шутливом, весёлом чтении выходим с стихи алексея толстого которые легко учатся на правила стихи алексея толстого которые легко учатся. Первая неудача Незнайки произошла оттого, что в его рифме не было совпадения ударного гласного и количества слогов в словах. А вторая — оттого, что к слову «пакля» действительно трудно подобрать рифмующееся слово. Но можно и не говорить детям об этих правилах, ведь мы в первом классе даём самые начальные представления об особенностях художественного текста. Организуя чтение, учитель может использовать возможности данного текста для отработки у детей умения различать границы высказывания. Данный текст очень хорош для чтения по ролям, дети с удовольствием будут делать это, а значит, работа над определением того, кому из героев принадлежат слова, будет им интересна и плодотворна. Так же органично и заинтересованно на этих уроках будет решаться задача выразительности чтения. Урок 16-й Отработка принципов и способов рифмовки в поэтическом тексте Цель урока : проверка умений определить созвучие и подобрать рифму. Тексты, с которыми мы работаем на этом уроке, расположены в порядке усложнения учебных задач. Хармса «Очень-очень вкусный пирог», дети придумывают простые, так называемые «точные» рифмы — это классическая русская рифма, где совпадают ударные гласные, а последующие звуки тождественны. Работа над последним в этом разделе стихотворением Тувима «Про пана Трулялинского» может превратиться в увлекательную игру, которая очень интересна возможностью импровизации, творчества, общения можно устроить всевозможные состязания между группами детей, читать текст по ролям, инсценировать его. Мастерство учителя проявится здесь в том, как он сумеет незаметно для детей выявить тех, у кого умения по определению рифмы ещё недостаточно сформированы, чтобы в дальнейшей работе над поэтическими текстами развивать у них эти умения. Кроме того, на этом уроке мы стихи алексея толстого которые легко учатся, по сути дела, над моделями словообразования в русском языке, которое будет изучаться позднее, т. А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает. » 7 часов Это, может быть, самая трудная для осмысления учениками-читателями тема. Но именно в этом возрасте, когда фантазия ребёнка просто безгранична, когда он свято верит в игру и сказку, можно сформировать читательское представление об умении автора создавать фантастические картины, которых на самом деле не бывает, и о самых простых способах создания таких картин. Это необходимо сделать, чтобы не допустить примитивного соотнесения художественного изображения с действительностью, когда достоверность картины проверяется формулой «как в жизни». Мы хотели бы предупредить об этой ошибке и учителя, поскольку видели уроки, на которых образ вороны из стихотворения Блока «Ворона» соотносился учителем с фотографией вороны и дети вместо анализа стихотворения и художественного образа сравнивали то, что говорит автор о вороне, и «настоящую» птицу. Урок 17-й Фантастические образы в художественных произведениях Цель урока : познакомить учащихся с возможностью автора нарисовать образ стихи алексея толстого которые легко учатся существующего в реальной жизни героя, а читателя — вообразить этот фантастический образ. Накануне надо дать детям домашнее задание: нарисовать иллюстрацию стихи алексея толстого которые легко учатся стихотворению Маршака «Дремота и Зевота». Учитель перед уроком собирает эти рисунки и показывает их ученикам на уроке. Рисунки рассматриваются, их авторы «защищают» своё видение образов героев стихотворения, объясняя, например, почему Зевоту они нарисовали с широко открытым ртом. В результате беседы по вопросам учебника дети понимают, что нарисовали то, чего никогда не было и не может быть, а значит, вообразили это. Кроме того, нам важно выяснить с учащимися, что в этом стихотворении ситуация самая обычная: детей укладывают спать, а вот герои стихотворения — необычные, придуманные автором. Дело в том, что в фантастическом всегда есть что-то реальное: либо само событие фантастическое, а герои его реальны, например говорящие звери, либо герои фантастические, но действуют в обычной, реальной обстановке, например маленькая колдунья из стихотворения Уроки 18 — 19-й Способы художественного воплощения фантастического Цель уроков : развитие стихи алексея толстого которые легко учатся воображения учеников-читателей. Работа начинается с чтения стихотворений Тувима «Чудеса» и Тувима «Чудеса», дети думают над тем, что необычного изображено в нём. При повторном и выборочном чтении идёт уточнение картин, дети находят «рисующие» слова. Учитель обращает внимание детей на последние строки стихотворения, спрашивает, как они понимают их смысл. Дети рассматривают иллюстрации, фантазируя, какие ещё рисунки можно нарисовать к этому стихотворению. Начать работу над стихотворением Заходера «Приятная встреча» советуем с самостоятельного тихого чтения детей. Стихи алексея толстого которые легко учатся вслух возможно по ролям. А затем детям предлагается нарисовать героев стихотворения, что может стать «пусковым» моментом для стихи алексея толстого которые легко учатся воображения детей. Следующая, более сложная учебная задача заключается в том, чтобы учащиеся стихи алексея толстого которые легко учатся процессе активной мыслительной деятельности сами вышли на главный способ достоверного изображения фантастического — действие фантастического героя в реальных жизненных обстоятельствах, окружение этого образа реальными, узнаваемыми деталями. Стихи алексея толстого которые легко учатся этой целью мы поместили в учебнике сказку Биссета «Орёл и овечка», события которой сказочные, невероятные. Но реальные детали обстановки, в которых происходят эти события, бытовые подробности, разговоры героев, их мысли и поступки помогают представить и домик на звезде, и хитрую девочку Мэри, и вежливого орла Дэвида, которому так и не удалось съесть овечку. Для сопоставления реального и фантастического в рассказе и в жизни можно повесить в классе географическую карту Уэльса, где «происходило» событие, о котором рассказывается в сказке Необходимо дать возможность прочитать текст несколько раз самим ученикам и даже почитать его по ролям, поскольку сказка достаточно большая и сложная для восприятия первоклассников. Учитель при чтении по ролям берёт на себя роль автора. Когда содержание текста освоено, учитель приступает к реализации главной учебной задачи. Беседа по тексту напоминает детскую игру «веришь — не веришь», этот игровой приём знаком детям, и он как нельзя лучше соответствует нашим учебным целям. Перечитывая текст по предложениям, учитель каждый раз задаёт вопрос: «Верите ли вы в то, что это может быть, или нет? » Начиная с первой фразы, достоверность которой подтверждает географическая карта, после каждого предложения выясняется, что всё, о чём рассказывает автор, может быть на самом деле. Даже самое фантастическое событие в тексте — то, что орла послали мыть когти — объясняется самими ребятами: «Мы же моем руки перед едой! А у орла лапы с когтями, вот его и послали вымыть их перед едой». Не стоит опасаться, что кто-то из детей может сказать: «Не верю». В этом случае можно обсудить реплику в классе, и дети найдут аргументы сами, чтобы убедить сомневающихся. Но даже если этого не произойдёт, пусть ученик остаётся при своём мнении, ведь его убеждённость доказывает реальность его восприятия, что очень ценно. Биссета «Орёл и овечка» очень интересна и важна в воспитательном плане, поскольку поднимает перед читателем не только вопросы этикета, но и позволяет провести с детьми беседу о храбрости и ответственности. Работая со стихотворением Бородицкой «Колдунье не колдуется», прежде всего обращаем внимание на технику и выразительность чтения. В этом тексте достоверность сказочного образа маленькой колдуньи передаётся благодаря узнаваемости ситуации. Ученик-читатель не раз сам переживал неудачи: сердился, обвинял в них весь белый свет и очень часто приходил к выводу или ему взрослые говорили об этом! Уроки 20 — 21-й Реальная основа фантастической картины в художественном тексте Цель уроков : формирование умения находить реальные детали в фантастической картине. Отрывок из книги Носова «Приключения Незнайки и его друзей» интересен нам тем, что стихи алексея толстого которые легко учатся нём рассказывается о целом фантастическом городе, населённом придуманными героями. Читая текст с детьми, стихи алексея толстого которые легко учатся останавливаемся на достоверных деталях, знакомых детям по их школьной жизни, например на отношениях малышей и малышек, которые должны напомнить детям отношения мальчиков и девочек в классе. Внимание учеников-читателей обращается на странные географические названия и логичность авторских мотивировок этих необычайных явлений: река называлась Огурцовой, потому что по берегам её росло много огурцов. Герои книги легко узнаваемы: в каком классе, например, нет своих Незнаек и Знаек. Уроки 22 — 23-й Роль фантастического элемента в художественном тексте Цели уроков : 1 выяснение целей создания автором фантастических образов в художественном тексте; 2 проверка уровня сформированности читательских представлений о способах художественного доказательства достоверности фантастического образа. На этом уроке фактически подводятся итоги предыдущих рассуждений и открытий, но на новом читательском уровне. Мы стихи алексея толстого которые легко учатся говорим с детьми об авторе текста как создателе художественного мира с целью передачи читателю своих взглядов идей. Этот разговор нам необходим перед тем, как сделать вывод: главная задача искусства — воспитание лю­дей, приобщение их к опыту и ценностям человечества и своего народа. Читая на уроке стихотворение Заходера «Моя Вообразилия», мы продолжаем работу по воссозданию в воображении учеников-читателей фантастических картин, нарисованных автором. Дети рассматривают иллюстрации, стихи алексея толстого которые легко учатся и рисуют свои иллюстрации к тексту, обосновывая, защищая, доказывая стихи алексея толстого которые легко учатся своё видение. С помощью выборочного чтения учащиеся находят в тексте слова, где автор говорит, почему и зачем он придумывает фантастические ситуации и героев. Так мы выходим с детьми на обсуждение очень серьёзных вопросов о мечте человека и о роли фантазии в преображении действительности. Домой можно задать детям нарисовать «свою Вообразилию». После обсуждения в классе фантастического мира, придуманного поэтом, можно задать ученикам вопрос: «Как же вы смогли вообразить то, чего не бывает? » Учитель не должен ждать, что ему обязательно ответят, и тем более правильно, но вопрос этот, может быть, впервые обратит внимание ребёнка на то, что с ним происходит, когда он читает текст, почему иногда он представляет себе что-то, а иногда нет. Так мы начнём формировать читательскую рефлексию, способность человека анализировать свои переживания. Следующие стихотворения подобраны специально для того, чтобы продолжить начатую работу. Токмаковой «А я рано утром залез на сосну. Мошковской «Давайте мы с вами руками помашем. » в шутливой форме говорится, что можно сделать для того, чтобы заработало воображение. Завершит изучение этой трудной темы самостоятельная работа учащихся. «Чтение — вот лучшее учение» 13 часов Уроки 24 — 26-й Нравственное содержание произведений, их поучительный смысл Цель уроков : осознание учениками-читателями воспитательного воздействия художественного текста. На этих уроках учащиеся читают нравоучительные рассказы Толстого, написанные им специально для детей, «Косточка», «Старый дед и внучек» и рассказ Стихи алексея толстого которые легко учатся «Сыновья», в которых нравственная идея либо легко выводится, либо сформулирована самим автором. Поскольку все эти произведения стихи алексея толстого которые легко учатся, методика анализа рассказов объясняется своеобразием данного литературного рода, возрастными особенностями учеников и целями урока. Алгоритм анализа эпического текста, последовательность учебных действий следующая: стихи алексея толстого которые легко учатся первоначальное чтение текста; · осмысление содержания с стихи алексея толстого которые легко учатся деления текста на смысловые части; · повторное чтение текста и составление плана; · анализ системы образов, характеров героев произведения; · уяснение нравственных уроков текста, главной мысли произведения. Так анализируются все рассказы. Вопросы для бесед с учащимися даны в учебнике. Уроки 27 — 28-й Нравственная идея произведения Цель уроков : формирование умения самостоятельно извлекать нравственную идею произведения. На этих уроках мы не собираемся знакомить учащихся с жанром басни. Мы даём лишь первоначальное представление о том, что есть тексты, где действующими лицами являются животные, но учат жить эти тексты человека. Первой мы поместили басню Крылова «Чиж и Голубь», в ней нравственный вывод сформулирован самим автором. После осмысления содержания басни, определения её героев и ситуации, в которую они попали, дети находят слова, где сформулирован нравственный урок произведения. При изучении басен Толстого «Лев и мышь» и «Отец и сыновья» перед учащимися ставится более сложная задача: самим вывести мораль. Система изучения произведений выстроена в порядке усложнения содержания работы учащихся: в басне «Лев и мышь» нет прямо сформулированного вывода, но смысл его можно понять из слов мыши. Толстого «Отец и сыновья» дана в учебнике без окончания, в ней нет слов отца, в которых сформулирована нравственная идея. Дети сами должны догадаться, что говорит отец, а потом сравнить с авторской формулировкой: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит». Толстого «Лев и мышь» легко делится на части, поэтому здесь можно продолжить обучение детей составлению плана. Уроки 29 — 32-й Чтение и анализ русских народных сказок Цели уроков : 1 знакомство учащихся со сказкой как жанром фольклора; 2 анализ образов героев сказки и способов их создания; 3 продолжение формирования навыка составления плана произведения. Мы начинаем изучение сказки как жанра фольклора не на пустом месте, дети хорошо знают и любят сказки. Кроме того, у учеников уже есть литературные знания и навыки анализа текста, которые помогут им разобраться в этом виде литературы. Они уже знают, что в художественном тексте возможны фантастические сюжеты и герои. Изучая басни, они познакомились с текстами, где действуют и говорят животные. Наша задача при изучении сказок — помочь ученикам-читателям осмыслить один из главных способов создания образа героя художественного произведения — изображение характера через поступки героя. При изучении сказок о животных ученики-читатели должны увидеть, что в характере сказочного героя, стихи алексея толстого которые легко учатся, преобладает определённая черта: хитрость лисы, трусость зайца, простодушие медведя и т. Очень важным для стихи алексея толстого которые легко учатся и читательского развития ребёнка является личностная оценка действий и поступков героев сказки, поскольку она ложится в основу формирования убеждений человека. Методика работы над сказкой характерна для анализа эпического произведения: чтение текста, осмысление сюжета и составление плана, анализ и оценка поступков героев их отношений, выяснение характерных особенностей героев сказки. Особенность работы над сказками «Лиса и козёл», «Лиса и заяц» и «Глупый волк» состоит в том, что при изучении этих сказок, сюжеты которых интересны детям, и достаточно просты, мы продолжаем отрабатывать с детьми приёмы составления плана. В первой сказке разбить текст на части и озаглавить их помогут рисунки, которых ровно столько, сколько частей в тексте сказки. В сказке «Лиса и заяц» будем действовать наоборот: дети нарисуют картинки к главным частям текста, благо сюжет сказки выстроен очень просто: каждая часть изображает очередную попытку нового героя сказки помочь зайцу выгнать лису из его домика. У ребят получится «картинный» план произведения. Тут мы и введём понятие «картинного» плана, которое нам пригодится позднее, когда мы будем анализировать лирику. Учитель может обратиться к опыту детей и посоветовать им нарисовать рисунки в виде комиксов, стихи алексея толстого которые легко учатся дети делают с большим удовольствием. Спланировать и осуществить работу по сказкам учителю помогут подробные вопросы и задания к текстам в учебнике. Уроки 33 — 34-й Малые жанры фольклора: загадки, пословицы и поговорки, скороговорки Цели уроков : 1 закрепить на новом учебном материале представления учащихся о доминанте характера героя и рифме; 2 развить представления детей о назначении малых жанров фольклора, их художественном своеобразии и способах создания; 3 отрабатывать речевые умения. С малыми жанрами фольклора — загадками, пословицами и поговорками, скороговорками — дети уже знакомы. Поэтому мы считаем возможным не только изучать их как виды фольклора, но использовать для отработки ранее полученных умений. Именно стихи алексея толстого которые легко учатся при отгадывании загадок закрепляются представления учащихся о главной особенности характера животных — героев сказок. В этой же работе можно вернуться к представлениям учащихся о рифме и отрабатывать навыки определения рифмы. Развитие учеников идёт через усложнение видов учебной деятельности. Так, после отгадывания загадок детям предлагается сочинить собственные загадки, именно здесь вводятся знания о принципах отгадывания, что в данной работе будет очень актуальным для стихи алексея толстого которые легко учатся. Прочитывая пословицы, разбираясь в том, чему они учат стихи алексея толстого которые легко учатся, дети возвращаются к басням и сказкам, соотнося их нравоучительный смысл с мудростью пословиц. Очень хорошо помогает в работе уже уставшим к концу года детям игровой характер организации учебного стихи алексея толстого которые легко учатся. Через этот дидактический приём мы вводим ещё один жанр фольклора — скороговорку. Ученики их прочитывают, проговаривают вслух, а шестая скороговорка, приведённая в учебнике, может стать основой стихи алексея толстого которые легко учатся игры. Все дети выстраиваются в одну линию у доски, в затылок друг другу. Первый, повернувшись ко второму, грозно и властно произносит скороговорку про корабли. Его сосед, к которому повернулся первый, отвечает, произнося эту же стихи алексея толстого которые легко учатся виновато. Но, стихи алексея толстого которые легко учатся к следующему ученику, произносит её уже грозно, как командир, распекающий нерадивого подчинённого. И так далее, пока все ребята не попробуют себя в этих двух ролях. Уроки 35 — 36-й Завершение программы 1-го класса, задачи нового учебного года Цель уроков : подведение итогов. Детям предлагается пролистать учебник, останавливаясь на трудных вопросах и любимых текстах, вспомнить особенно понравившиеся стихи, выученные наизусть. Затем вспоминаем секреты художественного текста, уже осознанно их повторяем. В заключение читаем послание детям поэта Заходера и прощаемся с учебником первого класса. Это может быть урок-концерт или концерт, вынесенный за пределы урока, например показанный родителям. Но это уже зависит от желания детей и учителя, фантазии и любви к предмету «Литературное чтение», к стихам и книгам. Итоговые результаты В конце первого года обучения ученики должны: · осознанно читать вслух небольшие тексты целыми словами темп чтения 25 — 30 слов в минуту с допущением плавного слогового чтения отдельных слов со сложной слого-буквенной структурой; · ориентироваться в речевом потоке, находить стихи алексея толстого которые легко учатся и конец высказывания; · понимать фактическое содержание текста; · отвечать на вопросы по содержания текста; · выделять события, видеть их последовательность в произведении; · подробно пересказывать небольшие по объёму тексты; · пользоваться словарями учебника; · выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении; · освоить следующие литературоведческие термины: автор, художественный текст, стихотворение, рифма, ритм, устное народное творчество. В течение первого года учащиеся также получают начальные представления: · об изобразительной природе художественного текста, «рисующих» словах, картинном плане; · о смысловых частях текста; · о некоторых способах создания характера героя в сказке; · об оценке литературного героя произведения по его поступкам; · об особенностях малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки. В стихи алексея толстого которые легко учатся первого года учащиеся получают нравственные представления: · о доброте и сострадании, об ответственности за слабого, о сердечном отношении ко всему живому, о великодушии, о настойчивости и смелости, о способности человека на поступок. Приложение Таблица 1 Система формирования нравственных представлений и нравственных качеств ребёнка Нравственные представления и качества Уровень освоения в 1 классе Патриотизм Любовь к природе родного края Ответственность за слабого Жанры Произведения устного народного творчества: сказка, загадка, пословица, считалкаскороговорка. Стихи как рифмованный и ритмизированный текст Выразительное начало художественного текста Выражение чувств, передача настроения в стихотворении Поэзия Рифма, ритм — начальные представления Автор Автор — создатель текста книги Герой произведения Традиционное изображение характера героя в сказке. Поступок как проявление характера Идея Нравственный урок произведения, то, чему учит произведение Сюжет План произведения Юмор Смешные стихи Список литературы для чтения учащихся летом Русские народные сказки; Сказки других народов; Стихи алексея толстого которые легко учатся. Паустовский «Стальное колечко»; Козлов «Удивительная бочка и другие сказки»; Коваль «Полынные сказки»; Гайдар «Чук и Гек»; Драгунский «Друг детства», «Расскажите мне про Сингапур»; Носов «Живая шляпа»; Толстой «Как ни в чём не бывало»; Снегирев «Слон», «Дикие звери», «Жук» и другие рассказы; Астафьев «Копалуха», «Песнопевица», «Стрижонок Скрип»; Стихотворения И.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Наташа Максимова

    25.12.2015

    Шкловскому, 21 ноября 1944 «Целостность характера и богатство черт — этим герой А. Сопоставьте стихотворение Пастернака со «Стансами» Пушкина. Изучая басни, они познакомились с текстами, где действуют и говорят животные.