Полномочия трудовой инспекции

САВЕЛЬЕВА Савельева Анна, юрисконсульт. В последнее время по многим телеканалам транслируют передачи, благодаря которым люди стали понимать, что защищать свои права нужно, и главное - это возможно в рамках российского законодательства. Правда, за защитой в основном они обращаются в суд или в комиссию по трудовым спорам. Мало кто из работников знает, что существует федеральная инспекция труда, призванная стоять на защите трудовых прав и законных интересов сторон. Надзор за соблюдением трудового полномочия трудовой инспекции трудовая инспекция осуществляет посредством абз. Кроме того, в соответствии с абз. Необходимо помнить, что к полномочиям Государственной инспекции труда относится выявление правонарушений, но не разрешение трудовых споров. Подтверждение тому содержится в Апелляционном определении Саратовского областного суда от 13. ОАО обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда. В обоснование заявленных требований указано, что в отношении ОАО было вынесено предписание об устранении нарушений трудового полномочия трудовой инспекции, которым ОАО обязывалось отменить приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия находит его подлежащим отмене в связи с неверным применением норм материального права с вынесением нового решения полномочия трудовой инспекции удовлетворении заявленных требований. Основанием для вынесения оспариваемого предписания послужили допущенные ОАО с точки зрения государственного инспектора труда далее - инспектор нарушения трудового законодательства. Учитывая полномочия Государственной инспекции труда, установленные абз. Вместе с тем по смыслу данных законоположений при проведении проверок инспектор выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора, полномочия трудовой инспекции в рамках ст. В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, Государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. В соответствии с Конвенцией Международной организации труда от 11. Таким образом, применительно к вышеприведенным требованиям закона вынесенное Полномочия трудовой инспекции инспекцией труда предписание является постановленным с превышением ее полномочий, поскольку с учетом несогласия Плановой является проверка, проводимая трудовой инспекцией с определенной периодичностью и только на основании утвержденного плана. Внеплановой же является проверка, проводимая трудовой инспекцией независимо от времени проведения предыдущей проверки при возникновении соответствующих оснований, при отсутствии которых проверка будет признана незаконной. В Апелляционном определении Саратовского областного суда от 21. ООО обратилось в суд с апелляционной жалобой на решение суда, которым в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда отказано. ООО считало предписание незаконным, поскольку основанием для проведения внеплановой документарной проверки полномочия трудовой инспекции сведения, представленные самим юридическим лицом по результатам проведенной аттестации рабочих мест и положенные в основу служебной записки, составленной заместителем руководителя инспекции труда. По мнению заявителя, служебная записка не относится к основаниям проведения проверки, предусмотренным действующим законодательством, и не содержит информации о фактах нарушений филиалом юридического лица требований трудового законодательства. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного постановления не имеется. Основанием для проведения внеплановой проверки является в том числе поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль надзорорганов местного самоуправления, профессиональных союзов, сообщений СМИ о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства иных нормативных правовых актов, содержащих нормы полномочия трудовой инспекции права. Аналогичные названным Трудовым кодексом РФ основаниям проведения внеплановой проверки указаны и в п. Пунктом 8 данного Постановления определено, что плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок или выездных проверок в порядке, предусмотренном Законом N 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом РФ. Основанием для проведения внеплановой проверки может являться в том числе представление в Государственную инспекцию труда сведений организаций по полномочия трудовой инспекции проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда работников, полномочия трудовой инспекции их как вредные или опасные. Внеплановая выездная проверка работодателя проводится в случае, если при документарной проверке уполномоченным должностным лицом Роструда или его Государственной инспекции труда не представилось возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, представленных Государственной инспекции труда в установленном порядке, либо иных сведений, имеющихся в распоряжении Роструда или его Государственной инспекции труда; оценить соответствие деятельности работодателя обязательным требованиям без проведения дополнительных мероприятий по контролю надзору непосредственно с выездом на место п. Из материалов дела следует, что по результатам проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда, филиалом ООО в Государственную инспекцию труда направлены сводная ведомость результатов аттестации и сведения об аттестующей организации. На основании представленной сводной ведомости и в соответствии с п. При вынесении решения полномочия трудовой инспекции отказе в удовлетворении заявления районный суд обоснованно исходил из того, что служебная записка должностного лица Государственной инспекции труда могла послужить основанием для организации внепланового мероприятия по контролю, проверка Государственной инспекции труда проведена в форме документарной проверки, в ходе проверки полномочия трудовой инспекции нарушения трудового законодательства, наличие которых заявитель не оспаривает. Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что проведение Государственной инспекцией труда проверки филиала юридического лица соответствует не только законодательству, регулирующему порядок проведения таких проверок, но полностью соответствует целям и смыслу этого законодательства и каких-либо прав и законных интересов проверяемого лица не нарушает. Порядок организации и проведения проверок работодателей установлены в положениях ст. Организация обратилась в суд с заявлением об оспаривании предписания Государственной инспекции труда. В обосновании заявления указано, что при проведении проверки были нарушены нормы Закона N 294-ФЗ, оснований для проведения проверки не имелось. Суд постановил решение: акт о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и предписание Государственной инспекции труда признать незаконными. Судебная коллегия не находит оснований для отмены или полномочия трудовой инспекции решения суда. Как следует из распоряжения приказа Государственной инспекции труда, основания и цели проведения внеплановой документарной проверки указаны - защита прав интересов работников. Между тем в данном распоряжении не указано на обращения и заявления конкретных граждан либо запрос конкретного полномочия трудовой инспекции о проведении проверки условий полномочия трудовой инспекции охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. При этом факт обращения Проверка без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля надзора нарушает порядок организации проверки, установленный положениями ст. В соответствии с положениями ст. Как следует из предписания, его требования, по сути, сводятся к выполнению мероприятий, разработанных планом самого же работодателя п. То есть требования, изложенные в предписании, не отвечают критерию определенности и сделаны без учета отсутствия доказательств неисполнения разработанного плана самим же работодателем. Суд первой инстанции обоснованно установил, что оспариваемое предписание подлежит признанию незаконным. Работодателю следует иметь в виду, что законом не предусмотрены ограничения по полномочия трудовой инспекции внеплановых проверок, к тому же помимо основных могут проводиться и дополнительные проверки. Так, Свердловский областной суд в Апелляционном определении от 10. ЗАО обратилось в суд с заявлениями об оспаривании акта полномочия трудовой инспекции, предписания, заключения, вынесенных Городской инспекцией труда, их отмене. В обоснование требований заявитель указал, что не имелось оснований для проведения внеплановой проверки, поскольку проверка проводилась по запросу, однако данный запрос не является основанием для проведения дополнительной проверки по несчастному случаю. В материалах проверки также не содержится указаний на поступление жалобы от Судом установлено, что с Как следует из материалов дела, государственным инспектором труда по результатам проведенной проверки по жалобе родителей пострадавшего Решением суда постановление по делу об административном правонарушении было отменено за отсутствием состава административного правонарушения. К полномочия трудовой инспекции правам государственных инспекторов труда относится расследование в установленном порядке несчастных случаев на производстве. В соответствии со ст. По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем его представителем. В данном случае, как следует из материалов дела и пояснений представителя Государственной инспекции труда, произошедший несчастный случай изначально являлся сокрытым, в связи с чем основания для проведения дополнительной проверки по данному несчастному случаю у Государственной инспекции труда имелись. Трудовое законодательство не устанавливает ограничений ни по длительности проведения проверки, ни по сроку обращения работника в трудовую инспекцию. Таким образом, в отличие от обращения в комиссию по трудовым спорам или суд, работник вправе в любое время подать заявление в Государственную инспекцию труда, а инспекция - рассмотреть его жалобу и провести расследование. Главное - не забывать, что законодатель ограничил компетенцию Государственной инспекции труда, в полномочия полномочия трудовой инспекции не входит рассмотрение индивидуальных трудовых споров. Нарушение этого правила, равно как и несоблюдение Государственной инспекцией труда порядка проведения расследования, влечет за собой отмену акта, предписания Государственной инспекции труда. С другой стороны, полномочия трудовой инспекции инспектор вправе не только выносить предписания, но и привлекать к административной ответственности за несоблюдение трудового полномочия трудовой инспекции, что дает ему определенные рычаги воздействия на недобросовестных работодателей.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Валерий Гаврищук

    23.12.2015

    Недопустим отказ работодателей и их представителей предоставить необходимую информацию на том основании, что она не может быть безвозмездной.