Форма государственного устройства понятие и виды кратко

Как «территориальное устройство, или территориальная организация, государство — это система взаимоотношений между центральной властью и территориальными составными частями, точнее, их населением и действующими там органами публичной власти». В категории «форма государственного устройства» находит выражение территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории; это административно-территориальное деление государства, которым определяется взаимоотношения между ним и его отдельными частями. Форма государственного устройства — национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает: — из каких частей состоит внутренняя структура государства; — каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов; — как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; — в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства. Таким образом, форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти. Различают форма государственного устройства понятие и виды кратко и межгосударственное устройство. Внутригосударственное форма государственного устройства понятие и виды кратко подразделяется на унитарное и федеративное государство. Межгосударственное устройство представлено разными видами конфедерации: союз, сообщество, содружество. Унитарное государство Унитаризм французское unitarism от лат. Государство считается унитарным слитным, простымесли большинство частей этого государства не имеют статуса государственного образования. В составе унитарного государства могут находиться отдельные автономные национально-государственные образования, имеющие ряд атрибутов собственной государственности Республика Крым в составе унитарной Украины. Как правило, в унитарном государстве есть только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов власти. Составные части унитарного государства чаще всего имеют статус единиц административно-территориального деления; они управляются на основе законов принимаемых центральными органами; их территория может быть изменена простым общегосударственным законом без согласия местных органов и местного населения. Таким образом, унитарное государство характеризуется следующими признаками: 1. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами. На территории унитарного государства действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. Составные части унитарного государства области, департаменты. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы форма государственного устройства понятие и виды кратко унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. Унитарное государство, населенное небольшими по численности национальностями, широко допускает национальную и законодательную автономию. Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти. В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального, где действуют специализированные государственные органы форма государственного устройства понятие и виды кратко округа. Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция — четыре. Государство — это не статичное, раз и навсегда сложившееся образование. Оно находится в постоянной динамике, вызванной развитием общества, народов, внешнеполитическими процессами. В политически организованных странах действуют две взаимно противоположные тенденции. С одной стороны, народы, отдельные части общества территориально обосабливаются. Иногда это вызвано желанием больших групп населения сохранить национальную, религиозную форма государственного устройства понятие и виды кратко, обеспечить их местные экономические интересы например, в форме борьбы за использования ресурсов. Разница в обычаях, традициях, прошлые межэтнические, межплеменные конфликты толкают народы к разъединению. С другой стороны, действует и противоположный вектор. Общность экономических интересов, развитие рынка требуют единого правового пространства, которое необходимо для эффективного хозяйствования. Взаимопроникновение культур, религий, вытеснение старых традиций сглаживают различия, которые в прошлом разделяли людей. Многие государства сегодня решают проблему, которую ярко обозначил еще в начале XX в. Гессен: «Является необходимость в такой форме взаимоотношений, которая, распределяя законодательство между центром и окраинами, позволяла бы использовать на благо государства богатые местные силы. Взаимодействие этих тенденций центробежных и центростремительных представляет большой интерес для исследователей, работающих в области теории государства и права и сегодня. Наиболее распространенной его формой является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Но это не означает, что развитие форм государства достигло совершенства. Скорее всего, в процессе эволюционного развития, в ближайшей исторической перспективе появятся новые элементы форм государства. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе изменения содержания государственной власти. Итак, унитарное государство — это такая форма государственного устройства, при которой существует простое форма государственного устройства понятие и виды кратко политико-административное, политико-территориальное деление государства, высшие органы власти едины форма государственного устройства понятие и виды кратко обладают абсолютным суверенитетом на всей территории страны, действует единые Конституция и гражданство. Исторически первичной и заметно преобладавшей до XX в. В качестве исторических примеров унитарных государств можно привести деспотии Древнего Востока, полисы Древней Греции, Римскую империю. После форма государственного устройства понятие и виды кратко Римской империи на ее территории в течение долгого времени Средневековья существовало множество мелких областей, время от времени объединяемых в рыхлые крупные форма государственного устройства понятие и виды кратко, которые так же легко распадались, как и образовывались. Правители и мелких и крупных образований тяготели к унитаризму. Начиная с эпохи Возрождения XIV в. Эту тенденцию в самом ее начале заметил и проанализировал Никколо Макиавелли в своих классических политических трактатах «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». Он однозначно высказался в пользу единого унитарного государства на примерах Испании, Франции, Турцииоценивая трагическую ситуацию своей родины — раздробленной Италии. Сильные унитарные государства, захватив ресурсы практически всей планеты, превратились в форма государственного устройства понятие и виды кратко империи, долгое время определявшие судьбы мира. К ним можно отнести Великобританию, Францию, Испанию, Нидерланды. В то же время раздробленность надолго затормозила политическое и экономическое развитие таких стран, как Италия и Германия, объединившихся только в начале 1870-х гг. Необходимо добавить, что сильным унитарным государством в XVIII—XIX вв. Следуя за мыслителями, занимавшимися политическими проблемами и вопросами государственного устройства Платон, Макиавелли, Гоббс, Гегель, Ортега-и-Гассет, Чичеринпопробуем сформулировать, что способствует складыванию унитарного государства и форма государственного устройства понятие и виды кратко длительной устойчивости. Можно выделить следующие факторы: 1. Однородность населения или значительное преобладание одного культурно-исторического и национального типа населения, что включает в себя: — единство языка близость языков, диалектов ; — единство истории форма государственного устройства понятие и виды кратко и мифологической, т. Сильное внешнее давление угроза — осознание населением общности перед лицом внешнего врага. Но в то же время сильно сплачивает и общность внешних завоевательных задач, национальная гордость победителей Древний Рим, Испания в XV—XVI вв. Удобство сильного единого унитарного государства для экономической деятельности, создания единого экономического пространства. Они включают в себя наряду с другими : — территориальную специализацию разделение труда ; — единство и богатство ресурсов; — отсутствие внутренних таможенных барьеров — единство налогообложения; — единую валюту; — защиту от внешней экономической экспансии протекционизм в отношении отечественной экономики ; — единое правовое поле в экономике; — общие выгоды от использования колоний. Важным является и еще один признак, который, является одним из составляющих менталитета, но из-за особой важности может быть специально выделен. Это исторически сложившаяся устойчивая привычка «уважения» к власти, к элите всех видов, умение добровольно ей подчиняться, понимание не только своей пользы, но и общей. Такое качество можно назвать уровнем политической культуры, что совсем необязательно впрямую связано с общим уровнем культуры. Среди основных «ослабляющих» централизованное государственное устройство факторов можно выделить следующие: 1. Разные истории, культуры, языки, религии, менталитет; 2. Ощущение регионами частями невыгодности объединения по экономическим причинам. Насильственное неестественное присоединение в прошлом каких-то частей унитарного государства; 4. Недовольство населения уровнем жизни. Вера в быстрое решение всех проблем в своем «отдельном» государстве регионе ; 5. Низкая политическая культура населения. Общественным мнением такого населения легко манипулировать политикам-сепаратистам. Проследив, таким образом, основные особенности развития унитарных государств в прошлом, перейдем к анализу современного унитаризма. Современные черты унитарного государства В результате исторической эволюции сложились современные унитарные государства. Каждое из них в государственно-территориальном устройстве имеет свои особенные черты, но все они обладают единством следующих признаков: 1. Отсутствие в составе государства территорий, обладающих государственностью, суверенитетом. В унитарных государствах только один субъект обладает государственностью — само государство. Оно форма государственного устройства понятие и виды кратко единым политическим центром общества, только ему присущ государственный суверенитет. Действие единой системы высших государственных органов. В унитарных государствах высшими органами государственной власти являются только центральные политические учреждения: глава государства, правительство, парламент, верховные судебные инстанции. Представительные же и административные учреждения территорий не относятся к числу высших государственных органов. В унитарном государстве действует единая система законодательства. Только акты форма государственного устройства понятие и виды кратко органов власти имеют ранг закона — акта высшей юридической силы. Этот принцип не исключает права местных органов осуществлять правовое регулирование по вопросам, имеющим локальное значение. Вместе с тем их акты являются подзаконными, издаются в пределах компетенции, установленной государством, и не могут противоречить законам. Унитарная форма устройства государства ограничивает права территорий их органов преимущественно решением местных дел неполитического характера. К ведению данных органов обычно относятся местные городские и сельские ярмарки, благотворительные учреждения, санитарные и больничные службы, ремесленное и профессиональное обучение, туризм и форма государственного устройства понятие и виды кратко дело, транспорт, дорожные и водопроводные работы, сельское хозяйство и леса, охота, рыбная ловля; управление в области охраны окружающей среды; музеи, спорт и досуг и т. Унитарные государства всегда в своих основных законах закрепляют принцип единства и неделимости форма государственного устройства понятие и виды кратко. Речь идет о запрете на сецессию, отделение территорий от государства. И здесь важно различать право на сецессию и право на самоопределение народа. Запрет на сецессию не означает отказ народам в праве самоопределения. Если местное сообщество приобретает свойства народа, нации, претендует на международное признание, то вступают в действие международно-правовые нормы о праве народов на самоопределение, на собственную национальную государственность. В этом случае, конечно, может состояться обособление и даже полное отделение фактически возникшего, учрежденного народом государства. Но до тех пор, пока территориальное сообщество людей силой оружия или политической борьбой не докажет того, что оно является народом, считается, что унитарное государство остается форма государственного устройства понятие и виды кратко организации единого, хотя бы и многонационального государства. И совершенно очевидно, что реализация права народов на самоопределение, в унитарном государстве имеет менее легитимный характер, нежели в федеративном. В унитарном государстве устанавливается единое гражданство. Никакие автономные или территориальные образования не имеют право вводить свое гражданство помимо общегосударственного. Вышеперечисленные принципы государственного устройства в совокупности и создают такой организм, как унитарное государство. Как уже было отмечено, унитарные государства не одинаковы по своей форме и помимо общих принципов построения имеют ряд индивидуальных особенностей. Присущая всем унитарным странам централизация может проявляться форма государственного устройства понятие и виды кратко различных формах и в разной степени. В одних странах вообще отсутствуют муниципальные органы и административно-территориальные единицы управляются назначенными агентами центральной власти Египет, Турция, Япония, Таиланд. Такие государства относятся к централизованным. В других странах Болгария, Франция наряду с местными выборными органами самоуправления действуют и представители центральной власти. Это относительно децентрализованные страны. Есть государства, где совсем нет назначаемых на места представителей правительства, обладающих общей компетенцией по управлению. В таких странах особенно развито местное самоуправление и они относятся к децентрализованным унитарным государствам Великобритания, Новая Зеландия, Испания, Италия. Основную проблему преодоления центробежных тенденций в государственном развитии унитарные страны решают с помощью образования автономий. Автономия — это наделение территориальных единиц самостоятельностью в вопросах местного управления. Различают несколько видов автономий: — автономии, образованные по национальным признакам. Этот тип автономий создается на территориях с особенностями национального состава населения. Например, страна Басков является автономией в составе Испании, учрежденной на территории, которую традиционно занимает определенный этнос — баски. Аналогичные автономии образованы Испанией для каталонцев и галисийцев. По такому же принципу выделены автономии в Великобритании — Шотландия и Северная Ирландия ОльстерКорсика во Франции, Курдистан в Ираке, Крым на Украине, автономия арабов на территории Израиля. Кратко о них уже говорилось в связи с децентрализованным унитарным государствами. Это предоставление крупным территориальным единицам некоторой самостоятельности в решении местных дел. Права автономий могут быть зафиксированы в Основных законах государства. Иногда автономии сами разрабатывают статуты, закрепляющие их права. Но, несмотря на это, права автономий всегда являются производными, а не собственными, т. Учреждая автономию, признавая ее права, государство, естественно, ограничивает пределы применения своей власти. Это, однако, не означает, что на автономной территории появляется государственность. Несмотря на возможные широкие права автономий, унитарное государство всегда закрепляет в законах процедуры воздействия центральной власти на эти относительно самостоятельные образования. Унитарным государствам присуща еще одна особенность — это структура парламентов. В основном здесь действуют однопалатные парламенты. Сегодня, когда бикамерализм подвергается большой критике со стороны многих государствоведов, тем более не понятно наличие двух палат в некоторых унитарных государствах Великобритании, Италии, Польши. Обычно этот факт связан с историческим развитием того или иного государства. Критикуя структуру английского парламента, видный идеолог лейборизма Криппс заметил, что если необходимо достигнуть эффективной демократии, то абсолютно невозможно иметь две палаты, делящие суверенитет государства. Вторая палата является либо представительной, — в этом случае она не что иное, как дубликат первой — либо она не представляет народа в целом — в этом случае она не должна иметь место в подлинно демократическом парламенте. Несмотря на сильное действие центробежных сил унитарные государства доказали свою устойчивость, сохранившись как форма государственного устройства. Естественный процесс стремления частей унитарного государства к большей самостоятельности приводит сегодня к форма государственного устройства понятие и виды кратко автономий, расширению их прав. Будущее унитаризма, вектор движения лежит именно в направлении разумного сочетания централизации, четкой вертикали власти и самостоятельности местного самоуправления. Все унитарные государства можно подразделить: а на простые или сложные Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым Болгария, Польшаа с автономией одной или несколькими — сложным Финляндия, Дания. Автономия — это самоуправление определенной части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями. Федеративное государство представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, государство, состоящее из государств — членов или государственных образований субъектов федерации. На данный момент в мире насчитывается 24 федерации. Составляющие федеративное государство государственные образования штаты, земли, провинции являются субъектами федерации имеют свое собственное административно-территориальное деление. В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти: федеральные органы и соответствующие органы членов федерации. Федеральные форма государственного устройства понятие и виды кратко власти осуществляют свои полномочия и функции на форма государственного устройства понятие и виды кратко территории страны. Государственные образования, составляющие федерацию, как правило, не являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях. В случае нарушения союзной форма государственного устройства понятие и виды кратко, центральная власть имеет право принятия принудительных мер по отношению к субъекту федерации. Одним из обязательных элементов федерации является двухпалатная структура федерального парламента. Как правило, члены федерации имеют свою собственную конституцию. В зависимости от роли национального фактора в определении структуры федерации, — федерации на территориальной основе США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексикана национальной основе Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан и на смешанной национально-территориальной основе Российская Федерация, Швейцария, Канада. Так называемые конституционные — федерации созданные «сверху», актами государственных органов обычно конституциями США, Канада, Бразилиядоговорные - объединения ранее самостоятельных государственных образований Швейцария, ОАЭ и конституционно-договорные Российская Федерация ; 3. В различных странах оно имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего, национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящим в союзное государство. Необходимо отметить, что любая федеративная система, независимо от ее черт и специфических особенностей, выступает как единое союзное государство, состоит из двух или более относительно самостоятельных государств и государственных образований. Каждое из них, будучи субъектом федерации, имеет свое собственное административно-территориальное деление, создает наряду с федеральными свои высшие органы государственной власти и управления, судебные, правоохранительные иные органы, располагает своей конституцией и текущим законодательством, может иметь в нередких случаях собственные воинские формирования и гражданство. Следует выделить ряд основополагающих принципов образования, функционирования федеративной системы, с позиции которых следует рассматривать и оценивать любую, в том числе и российскую, федерацию: — добровольное объединение государств или государственных образований в федерацию, — равноправие субъектов федераций, независимо от величины их территории, численности форма государственного устройства понятие и виды кратко, экономического потенциала, — плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами, — широкие возможности граждан активно и беспрепятственно участвовать в федеральных и региональных политических форма государственного устройства понятие и виды кратко, — соблюдение федерацией и субъектами федерации, федеративными и всеми остальными органами и организациями обычных и конституционных законов как в отношении друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными иными общественно-политическими органами и организациями. Любая федеративная система государственного устройства может быть эффективной лишь тогда, когда ее деятельность осуществляется в строгих рамках конституции и текущего законодательства, когда четко разграничены сферы деятельности и компетенция центральных и местных государственных органов, когда строго соблюдены права и свободы граждан. В этом смысле можно лишь приветствовать характеристику федерализма как «договорного отказа от централизма», как «структурно оформленную дисперсию полномочий» между различными государственными организациями — своего рода властными центрами, законные полномочия которых гарантируются конституцией. Важно исходить также из того, что федерализм - это не одномерное, а многомерное явление, что он имеет не только статический, но и динамический характер. Когда речь идет о многомерности федерализма, имеется в виду существование различных, более или менее одинаково значащих его сторон либо аспектов: исторических, политических, культурных, идеологических и др. Это подтверждается периодически изменяющимся характером отношений между федерацией и ее субъектами. В разные периоды форма государственного устройства понятие и виды кратко эти отношения являются в различной степени жесткими, централизованными или децентрализованными. Федерализм — независимо от того, в какой стране он устанавливается — в США, Германии, России, Канаде, существует не сам по себе и не для себя как самоцель, а приобретает смысл лишь в служении обществу, отдельному человеку. Наиболее общие черты, характерные для большинства федеративных государств: 1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной федеральной конституцией. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации. Основную общегосудароственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях. Сложное государство В отличие от унитаризма, сложное государственное устройство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования. Теория государства, рассматривая отдельные территориальные устройства, лишь констатирует наличие в истории и современной действительности отдельных их видов. Под протекторатом понимается международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь. Протекторат относят к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового третьего государства не появляется, следовательно, не возникает вопрос о его территориальной организации. Под унией понимается союз, соединение, объединение государств. Среди уний различают объединение монархических государств в форме реальной и персональной унии, фузии, инкорпорации империи, а также федерацию и конфедерацию. Объединение монархических государств в форме личной или реальной уний возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице. Личная уния имеет основанием случайное, непреднамеренное совпадение независимо друг от друга прав на корону в нескольких государствах на основе различных порядков престолонаследия. Она продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице. Как только по закону корона переходит к другим форма государственного устройства понятие и виды кратко, личная форма государственного устройства понятие и виды кратко прекращается. Политическое значение личных уний может оказаться значительным и привести к полному слиянию разных государств Кастилия форма государственного устройства понятие и виды кратко Арагон, Англия и Шотландия. Между государствами, объединенными одним монархом, невозможна война. Однако в большинстве случаев сколько-нибудь существенного сближения между ними не происходит. Реальная уния возникает в результате соглашения государств, в силу которого у них появляется форма государственного устройства понятие и виды кратко монарх. Члены реальной унии независимы друг от друга, и соединение не ограничивает их суверенитетов. В результате не образуется ни общей территории, ни единого подданства, ни общих законов, ни общих финансов и т. Представляя по существу международно-правовое соглашение, она имеет значение преимущественно в области внешних сношений, выступает в качестве военного союза, как носитель единой внешней политики. Реальные унии появляются лишь в Новое время, так как предполагают развитый монархический порядок и оформившееся единство государства. С политической точки зрения они часто представляют собой результат стремлений основать единое государство. Реальные унии были между Норвегией и Швецией, Австрией и Венгрией. Реальные унии прекращаются либо из-за превращения в единое государство, либо из-за расширения союза вследствие того, что во входящих в унию государствах корона переходит к другим монархам конституционным или иным путем. Империя — сложное государство, созданное насильственным путем. Степень зависимости составных частей империи бывает различной. В прошлом входящие в империю образования при неразвитости транспортных средств и средств связи мало соприкасались с имперской властью. Некоторые государствоведы пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не было единого государственно-правового статуса, империя представляет собой унитарное государство. Круг империй очень широк, они существовали во все исторические эпохи. Империями были и Римское государство последнего периода, и Великобритания, и Россия. Фузия слияние государств инкорпорация внешне оформляемое как слияние, присоединение одного государства к другому — последние виды уний рассматриваемые государствоведами. Фузией было воссоединение ФРГ и ГДР, инкорпорацией — присоединение Эстонии, Латвии, и Литвы к СССР в 1940 г. Как правило, конфедерация обеспечивает более высокую степень интеграции в экономической, социальной, политической, военной и других сферах, чем при обычном международном сотрудничестве. Конфедерация — форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях военные, внешнеполитические. Как форма союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме, конфедерация в настоящее время не существует форма государственного устройства понятие и виды кратко. На разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеративную форму государственного устройства. По сути, совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения Решающее значение при этом имеют этнические и экономические факторы. Характерно, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом США, Германияа форма государственного устройства понятие и виды кратко с многонациональным составом Австро-Венгрия, Норвегия и Швеция, Сенегамбия и ряд других расспались. Велико значение и экономических факторов. Фактически только они могут сбить волну центробежных тенденций интегрировать конфедерацию в единое целое. Наиболее известны две конфедерации — североамериканская и швейцарская. Признаки, характерные для конфедерации: 1. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров. Свобода выхода из конфедерации сецессии. В отличии от федерации, где попытка сецессии чаще всего рассматривается как подрывающая целостность государства, выход из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом. Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее, т. Предметы ведения конфедерации ограничены перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это вопросы форма государственного устройства понятие и виды кратко и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций. В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенных по договорным актам. В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства. Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации. Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, т. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает. Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов. Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения. Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам. В конфедерации нет союзного гражданства. В конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы. Конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования суверенных унитарных или форма государственного устройства понятие и виды кратко государств. В разное время конфедерациями были: Австро-Венгрия до 1918 г. С 1958 по 1961 г. Опыт истории конфедераций свидетельствует, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме государственного устройства Как уже было сказано ряд ученых считают, что сегодня конфедераций в чистом виде нет. Вместе с тем единственной конфедерацией в современном мире называют Европейский Союз ЕС. Европейский союз — межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной организации и федеративного государства, возникшее в 1993 г. Договор о Европейском Союзе, подписанный в 1992 г. Он дополнен соответствующими протоколами и заявлениями по различным вопросам договора, заявлением, в котором учтены результаты референдума в Дании и соглашением о социальной политике, предусматривающим создание единого социального пространства. Договор дополнительно к национальному гражданству вводит гражданство ЕС. ЕС основано на договоре, совместной внешней политике и политике в области международной безопасности, а так же на сотрудничестве во внутренней и правовой политике. Форма государственного устройства понятие и виды кратко ЕС являются: — образование тесного союза народов Европы; содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу, усиление экономического и социального взаимодействия, образование экономического и валютного союза и создание единой валюты; — утверждение собственной идентичности в международной сфере, путем проведения совместной внешней политики; политики в области безопасности и оборонной политики; — развитие сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел; — сохранение и приумножение общего достояния. Содружество государств — это весьма редкое, достаточно аморфное, но тем не менее организационное объединение государств, форма государственного устройства понятие и виды кратко наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться: — экономики одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица ; — права уголовного, гражданского, процессуального, сходство имеет и правовой статус гражданина ; — языка языковое единство может иметь лингвистический характер, как, например, у славянских стран СНГ, иногда привнесенное в результате колониального господства ; — культуры иногда культурная общность имеет историческое происхождение, иногда достигается взаимообогашением и даже привнесением и ассимиляции иных, чужеродных элементов ; — религии. Таблица 1 Основные отличия конфедерации от федерации Федерация Конфедерация Правовой основой является конституция, договор может быть только в начале Правовой основой является договор Государственно-правовое объединение, в результате которого возникает новое государство Международно-правовое объединение, нового государства нет Территория федерации едина Нет форма государственного устройства понятие и виды кратко территории, это совокупность территорий входящих в нее государств Имеет единое гражданство Нет гражданства, но могут устанавливаться нормы обеспечивающие единство статуса личности Имеет единые федеральные органы государственной власти Отсутствуют единые органы государственной власти, создаются координационные органы для ведения общих дел Приоритет актов федерации над актами субъектов Федерации. Акты субъектов Федерации должны соответствовать актам федерации Решения координационных органов должны быть ратифицированы существует принцип нулификации — непризнания действия Единые вооруженные силы Существуют армии отдельных государств - членов конфедерации, могут быть объединены под общим командованием Единые налоги, устанавливаемые федерацией У каждого члена конфедерации своя налоговая система, источником средств являются взносы членов конфедерации Единая денежная система У каждого члена конфедерации своя валюта, могут начаться процессы сближения валют Единая экономическая политика и единое руководство ею Имеет место координация, начало регулирования Однако содружество это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация иные юридические документы. Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы государства, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило, члены содружества — полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений. В содружестве могут форма государственного устройства понятие и виды кратко надгосударственные органы, для координации действий государств. Денежные средства для целей содружества объединяются добровольно, в тех размерах, которые считаются достаточными и необходимыми. Правотворческая деятельность осуществляется в форме нормативных актов, которые принимают главы государств. Содружество как объединение государств может носить переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию и даже в федерацию, а может, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции этого специфического союза. Британское содружество наций — это объединение независимых суверенных государств, возникших в результате распада Британской колониальной империи, проводящих самостоятельную политику и сотрудничающих на почве ранее сложившихся общих интересов и в целях содействия международному взаимопониманию. Взаимоотношения государств-членов между собой и с Великобританией определены в Вестминстерском статуте 1931 г. Декларация принципов Содружества Сингапур, 1931 подтвердила добровольный характер Содружества действующего на принципах консенсуса. Британское содружество состоит из 30 республик и 21 монархии. Науру и Тувалу имеют статус «особых членов». Эта форма членства, освобождает их от обязательных взносов при сохранении возможности участия в программах технической помощи. Шестнадцать монархии признают в качестве главы государства британского короля, представленного в этих странах генерал-губернатором; пять монархий имеют собственных королей. Ежегодно в марте празднуется День Содружества. Структура Британского Содружества Наций: — глава Содружества Британский монарх ; — конференция Содружества; — встреча на уровне министров; — комитет высших должностных лиц разработка политической стратегии ; — руководящие органы: Совет представителей Фонда технического сотрудничества Содружества, Научный совет Содружества, Совет Содружества по делам молодежи, Консультативная группа Содружества по управлению технологией; — финансовый комитет, финансовый подкомитет разработка и одобрение бюджета ; Комитеты разработка проектов, форма государственного устройства понятие и виды кратко и политическое планирование ; — секретариат. Главой Содружества наций и ее символом является британский монарх. Форма государственного устройства понятие и виды кратко независимых государств СНГ — межгосударственное объединение, созданное на основе соглашения о создании СНГ, подписанного в Минске 08. Устав СНГ принят в г. В соответствии с указанным Соглашением и Уставом СНГ целями Содружества являются развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, иных областях. Содружество не является ни государством, ни надгосударственным образованием. В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием. СНГ форма государственного устройства понятие и виды кратко с согласия всех его участников для присоединения к нему государств — членов распавшегося СССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества. В настоящее время членами СНГ являются 12 бывших республик СССР. Официальным местом пребывания межгосударственных органов СНГ является Минск. Некоторые государства- участники Содружества пошли по пути создания в форма государственного устройства понятие и виды кратко СНГ более узких союзов. Так, например, Россия и Беларусь подписали соглашение о создании Сообщества суверенных республик; учрежден Таможенный Союз в составе России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана. В основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интернациональные связи государства, входящих в Сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения Европейские сообщества. В Сообщество могут входить ассоциированные члены — государства, принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок вступления в Сообщество и выхода из него устанавливается членами этого образования. В Сообществе может быть свой бюджет формируемый из отчислений членов-государствнадгосударственные органы. Целью Сообщества является выравнивание экономического и научно-технического потенциала государств, входящих в него, а также объединение условий этих государств, для достижения глобальных целей, форма государственного устройства понятие и виды кратко таможенных, визовых и других барьеров. Особо необходимо заметить появление такой формы государственного устройства как региональное государство — вся его территория целиком состоит из автономных образований, имеющих право собственного местного законодательства. Представителями данной новой формы государственного устройства являются такие страны, как Италия, ЮАР, Испания. Страница: Наш сайт представляет собой читальный зал, он призван помочь студентам в обучении, ведь в наше время вечно не хватает форма государственного устройства понятие и виды кратко в библиотеках. Если вы написали одну из книг, которая есть на сайте и не хотите, чтобы её читали форма государственного устройства понятие и виды кратко, то напишите нам и мы её удалим. С уважением, Администрация сайта.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Виктория Шапранова

    28.12.2015