Что такое план текста в русском языке

План — это «скелет» текста, что такое план текста в русском языке компактно отражает последовательность изложения материала. План более подробно передаёт содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного, для развития навыка чёткого формулирования мыслей, умения вести другие виды записей. Удачно составленный план говорит об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания. План улучшает качество записей: обнаруживает нарушения логики изложения, выявляет повторы, ускоряет усвоение теоретического материала, помогает вести самоконтроль. Формулирование пунктов плана предопределяет точность, образность, вдумчивый подход к каждому слову. Возможны два способа работы над сложным планом: - составить сначала краткий простой план, а затем, вновь читая текст, написать сложный, детализируя пункты; - сразу разработать подробный простой план и далее преобразовать его в сложный, группируя пункты под общими для них заголовками. Цитатный план состоит из ключевых предложений смысловой части текста. Иногда пункты плана записывают с большими интервалами и с широкими полями, оставляя пространство для последующего его совершенствования. Обращаем внимание на пунктуацию при составлении сложного плана, на правильность его графического оформления. Работа в трёх микрогруппах. Учащиеся составляют планы разного вида и делают вывод о том, какой план предоставляет возможности для наиболее полного воспроизведения текста. Составление выписок параграфа по выбору учителя. Выписки — форма работы с текстом, направленная на выписывание какого-либо нужного, важного места из текста книги или статьи. Сложность выписывания заключается в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки делаются, когда требуется собрать материал из разных источников. Они служат основой для более что такое план текста в русском языке видов записей тезисов, конспектов. Большие отрывки текста нужно стараться сократить, сконцентрировав их содержание. Яркие и самые важные фрагменты текста приводить дословно в виде цитат. Учащиеся делают выписки под руководством учителя из принесённых или представленных учителем научных монографий. Материалы текста расширяются заранее сделанными выписками из других источников. Тезисы позволяют обобщить изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогают раскрыть содержание книги, статьи, доклада. Тезисы разделяют на основные, простые и сложные. Простые тезисы выписываются при первоначальном ознакомлении с текстом, основные можно составить лишь при более глубокой проработке текста. Обычно тезисы пишутся на основе составленного плана. Если тезисы составляются к пунктам сложного плана, то главным пунктам могут соответствовать основные тезисы, а подпунктам — простые тезисы. При составлении тезисов примеры обычно не приводятся, сохраняется самобытная форма высказывания автора. Изучаемый текст необходимо прочитать несколько раз, разбивая его на отрывки. В каждом из отрывков выделяется ключевое предложение с необходимыми к нему дополнениями. В тезисах недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры, инверсии, иностилевые включения. На уроки может быть привлечён материал параграфов других учебников по предметам школьного цикла. Сопоставление текстов учебно-научного стиля в учебнике русского языка и в школьных учебниках по другим предметам. Краткий и подробный конспект. Конспект требует навыков самостоятельного, творческого мышления. Конспектирование — это процесс мыслительной переработки и письменной фиксации читаемого или аудируемого текста. Результатом конспектирования является запись, позволяющая его автору учащемуся восстановить с необходимой полнотой полученную информацию. Выработка что такое план текста в русском языке, необходимых для конспектирования, осуществляется в три этапа: составление подробного плана, составление тезисов, иногда совпадающих в содержательном аспекте с кратким конспектом, составление подробного конспекта. По объёму выделяются конспекты краткие, подробные и смешанные. Для краткого конспекта отбираются положения общего характера. В подробный конспект включаются доказательства, обоснования теоретических положений, пояснения различного вида, иллюстративный материал. Смешанный что такое план текста в русском языке предполагает совмещение того и другого способов представления информации, допускает изложение некоторых элементов источников в виде пунктов плана, тезисов и т. Хорошее качество конспекта позволяет автору с достаточной полнотой восстановить извлечённую ранее информацию без повторного обращения к оригиналу текста. По количеству перерабатываемых источников различают конспекты монографические, составленные по одному источнику, и свободные, составленные по нескольким источникам на одну тему. Последовательность действий при составлении конспекта Ознакомиться с текстом, выделить в нём смысловые части, содержащие информационно значимые фрагменты. Составить план текста, преимущественно цитатный. Он поможет восстановить логику изложения что такое план текста в русском языке материала. Выделить в тексте тезисы и записать их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами. Использовать реферативный способ изложения: Автор считает…, раскрывает …, дополняет … и т. Собственные комментарии, вопросы, раздумья, оценки располагать на полях. Текст автора оформлять как цитату с указанием номера страницы. Что такое план текста в русском языке заключение обобщить текст конспекта, выделить ключевые положения статьи, дать им оценку. Конспект-схема — это схематическая запись прочитанного. Наиболее распространёнными являются схемы «генеалогическое древо» и «паучок». В схеме «генеалогическое древо» выделяются основные составляющие наиболее сложного понятия, ключевые слова, определения. Они располагаются в последовательности «сверху вниз», от общего понятия к его частным составляющим. В схеме «паучок» название темы или вопроса записывается и заключается в овал, который составляет тело паучка. Затем продумывается, какие понятия являются основными, их записывают на схеме так, что они образуют «ножки» паучка, к «ножкам» присоединяют ключевые слова, определения, фразы, которые служат опорой для запоминания. Составление конспектов-схем развивает способность выделять главное, самое существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Татьяна Белокурова

    27.12.2015

    Опытный оратор всегда обозначает основную тему и микротемы в начале речи и повторяет их в заключении. РЕГУЛЯТИВНЫЕ Умение соотнести выполненное задание с поставленной задачей урока.